История

От истоков до вершин

У истоков творческой жизни областного театра стояли талантливые мастера сцены – главные режиссеры заслуженный деятель искусств РСФСР К.Ф. Степанов-Колосов (1943 г.) и заслуженный артист РСФСР А. И. Канин (1944-1945 гг.).

Торжественное открытие современного здания областного театра на центральной площади города состоялось 30 апреля 1953 года. Специально к этому событию коллективом театром был поставлен спектакль "Шакалы" по пьесе А. Якобсона.

Успех спектакля во многом зависит от степени взаимопонимания, единомыслия режиссера и художника. Самыми плодотворными стали шесть лет совместной работы главного режиссера, заслуженного артиста РСФСР Л. М. Меерсона (1956-1965 гг.) с главным художником театра Н. А. Ромадиным (1960-1973 гг.). Это был самый интересный период в истории театра, сложился крепкий, интересный ансамбль. Так,  постановка «Ермак» по пьесе М. Бударина в 1963 году стала настоящей удачей для театра. Спектакль прожил на сцене 5 лет, имел 150 аншлагов, став рекордом и легендой театра.  Другой эпической постановкой был спектакль «Правда и кривда» по пьесе М. Стельмаха (1965 год), поставленный в Кургане впервые в стране. 

Эскиз декораций Н. А. Ромадина к спектаклю «Ермак», 1963 г., фрагмент 1
Эскиз декораций к спектаклю «Ермак», 1963 г., фрагмент 2

Заслуженный художник РСФСР Н. А. Ромадин всегда уделял большое внимание эскизам будущих спектаклей. Им были созданы эскизы костюмов к спектаклям «На всякого мудреца довольно простоты» (1966 год), «Бесприданница» (1969 год), «Правда хорошо, а счастье лучше» (1970), «Волки и овцы» (1973 год).  

Н.А. Ромадин. Эскиз к спектаклю
А. Островского «Бесприданница».
Кнуров. 1969 г.
Н.А. Ромадин. Эскиз к спектаклю
А. Островского «Правда хорошо,
а счастье лучше». Грознов. 1970 г.
Сцена из спектакля «Правда хорошо,
а счастье лучше»; ГРОЗНОВ - нар.
арт. РСФСР Б.А. Колпаков, БАРАБОШЕВА
- арт. А.Л. Шлейпак

Яркой, творческой индивидуальностью был главный художник театра, заслуженный деятель искусств РСФСР Б. Г. Ентин, выпускник Ленинградского театра музыки и кинематографии (1973-77 гг). В памяти зрителей остался прекрасный «Тартюф» (1973 год), в котором художник выстроил коробку сцены, ассоциирующуюся с классическим образом театра, вплоть до рампы из горящих огоньков, романтизируя легенду о театре Мольера. Знаменитыми стали оформленные им спектакли: «Ханума» по пьесе А. Цагарели (1974 год), который был выстроен в поэтике наивной живописи Нико Пиросманишвили, и "Трехгрошовая опера" Б. Брехта (1975 год).

Б.Г. Ентин. Эскиз декораций к спектаклю «Трехгрошовая опера», 1975 г.

Делились своим опытом на курганской сцене известные народные московские актёры:  А. Вокач, Г. Менглет, Ю. Яковлев, А. Миронов, Л. Пашкова, В. Васильева, Ю. Соломин, А. Мягков.  Была богата курганская сцена и своими театральными мастерами. Это народные артисты РСФСР Б. А. Колпаков (1946-1990 гг.) и В. Л. Шадровский (1947-2007 гг.), артистка А. Л. Шлейпак (1948-1975 гг.), заслуженная артистка Казахской ССР М. П. Чосс (1953-1975 гг.), заслуженный артист РСФСР В. В. Назин (1959-1972 гг.), заслуженная артистка РСФСР Л. К. Назина (1959-1987 гг.), заслуженный артист РСФСР Н. Ф. Филиппов (1958-1972 гг.) и многие другие.

Вверх